Энди Уорхол. Часть 1. Суп Campbell’s
Недавно в сториз Instagram https://www.instagram.com/artstart_ml/ ArtStart с Марией Легостаевой приоткрыла дверь на выставку Энди Уорхола. Не ту, что сейчас проходит в Москве, а в Tate Modern (Лондон)!
Нужно будет рассказать про TATE Modern отдельно в другом посте.
Энди Уорхол, кажется, известен всем. И даже, если вы думаете, что никогда не встречались с его творчеством, то вы просто об этом не догадываетесь.
Можно сказать, что он первым стал применять все те “примочки”, которые мы с вами называем фильтрами в телефоне и используем для придания нашим фотографиям какой-то необычный, особенный вид. А он начал это первым в своих работах в технике шелкография.
Эта печатная технология, с помощью которой можно дублировать изображение много раз, используя трафарет. Процесс сложно описать, лучше посмотреть ролик, подготовленный #TateModern, о том, как создать печать в технике шелкографии. Видео на английском, но думаю, вы уловите суть процесса https://youtu.be/O8HB2cQm_Ag
Эту технику Энди присмотрел для себя в печатном агентстве и затем применил в творчестве. Именно шелкография давала возможность тиражирования, позволяла повторять изначальное изображение и создавать бесконечные вариации, используя разные цвета или иногда рисовать поверх печатной поверхности.
Уорхол изображает привычную ему и всем людям в его стране повседневность: реклама, журналы, упаковки продуктов питания, телевидение, кумиры кино, певцы, комиксы, продукты потребления, масс-маркет. В послевоенных США нужно было доступное, развлекательное, яркое, понятное искусство — стиль поп-арт, в котором и выполнены самые известные работы Уорхола. Не было необходимости размышлять над сюжетом для новой порции шедевров — за Уорхолла их выбирало общество. Создавая искусство из уже готовых штампов современности, художник превращался в машину, четко выполняющую свое предназначение.
Ну вот, например, одна из самых известных работ Энди Уорхолла cуп Campbell’s. Для Америки этот суп все равно что для СССР, к примеру, тушенка! В магазинах полки были заставлены банками с супом как батареи. И Уорхол, изображая сплошные ряды Campbell’s, показывает самую банальную вещь для современной цивилизации.
Он рисует банку супа, которую покупатель унесет себе домой и будет есть сегодня, завтра, как и делал это много раз сам художник. Уорхол изображает суп как портрет. Портрет банки как портрет человека, которого мы видим каждый день. Он один и тот же. Это ироническая метафора образа человека.
Разве жизнь не является серией образов, которые немного преобразуются по мере повторения? Подумайте, какая сейчас жизнь? Как часто мы останавливаемся для того, чтобы посмотреть на облака? Мы все время бежим, торопимся, требуем от себя, детей быть пошустрее, нервничаем, когда кто-то “копается”, возмущаемся, когда интернет недостаточно быстрый и мы не можем загрузить что-то в мгновение ока. Мы все теперь выглядим унифицировано. Мы не замечаем, как все становится массовым потреблением, тем самым делая жизнь однообразной изо дня в день. Особенно сегодня, когда пол лица скрыто маской.