Пабло Пикассо и его музы

Пабло Пикассо и его музы

Пикассо – взрывной, яркий, восхитительный. Действительно, он – гений. И не всегда гения понимают. Но ему можно, порой, ходить по лезвию, на грани, иногда за гранью. Ценность Пикассо не в том, нравится он нам или нет. Согласитесь, что когда нам что-то нравится, мы хотим это сделать/иметь/съесть/быть где-то, с кем-то и т.д. То есть, если нравится, то мы получаем удовольствие. Это не равняется ценности. На Пикассо нужно смотреть с точки смысловой; например, несёт исторический, эмоциональный, политический смысл (и многие другие). И он, как человек с очень развитой эмоциональной составляющей, вкладывал в свои работы большой смысл.

Предлагаю посмотреть эти работы, на которых художник изобразил женщину, занимавшую его мысли, его душу, сердце и мужское естество.
Мари-Терез Вальтер в 17 лет разожгла огонь страсти в 45-летнем художнике. Вероятно, это было предопределено судьбой.

В 1927 году, когда они встретились, семейная жизнь Пикассо и Ольги Хохловой была на стадии ледникового периода. А Мари-Терез заняла роль музы и выполнила её на все сто процентов, хотя финал был печален.

Пикассо в своих работах передал весь огонь, всю страсть, всю эротическую составляющую отношений с Мари-Терез Вальтер.

Бюст женщины. 1931

Бюст женщины (Мари-Терез) создан Пабло Пикассо в 1931 году. Нос скульптуры сформирован из изображения полового члена Пикассо, который накинут на лоб Вальтер. Биограф Пикассо Джон Ричардсон писал, что грудь бюста придаёт ему «вид сидящего сфинкса».

Арт-критик Блейк Гопник написал, что «… вместо того, чтобы быть просто очаровательным шедевром, этот бюст за 100 миллионов долларов — работа трагического гения — того, с которым никто не должен хотеть жить… Я ненавижу мужское шовинистское видение Пикассо о женщинах, но я должен восхищаться тем, как блестяще он его строит».

Перед нами на картине спящая юная девушка. Это – Мари-Терез, позировавшая Пикассо и уснувшая во время одного из сеансов. Он не стал её будить, а запечатлел на полотне спящую.

“Сон”, 1932 г.

Пастельные цвета картины создают ощущение отдыха и расслабленности. Мари-Терез в неге, её голова упала на плечо, а бусы описывают изгиб её тела. Яркие цвета, в которых можно увидеть некий скрытый смысл, это – жёлтый, то есть гармония отношений. Ведь Пикассо было с Мари-Терез невероятно хорошо. Зеленый – умиротворение, а красный – воплощает страсть.

Обратите внимание на лицо девушки – оно нарисовано в фас, но тёмная, неровная линия около носа образует профиль. Это иллюзия, Пикассо соединяет два несочетаемых ракурса – фас и профиль.

Присмотритесь как раз к этому профилю. Что видите? А что мы можем видеть – это не просто портрет. Это целая история о мужчине и женщине. Фас – портрет Мари-Терез, профиль – эрегированный пенис художника. Это лучшая иллюстрация их тайных отношений, которые любовники держали в тайне.

Мог бы Пикассо создать подобную работу, не испытывая жгучих чувств к ней? Как передать их, не сказав ни слова?

Мари-Терез Вальтер

Пикассо оставался законодателем в искусстве на протяжении десятилетий. За свою долгую жизнь он создал более 20 000 картин, рисунков, скульптур, керамики и других предметов, таких как костюмы и театральные декорации. Он — один из самых влиятельных и знаменитых художников XX века.

Но что такое творец без музы?! А тем более такая мощная фигура как Пикассо? Женщины отдавали ему все свои чувства, силы, жизненные соки. Этим питалось его творчество, он сам.

 Кто были эти женщины, которые летели к Пабло как мотыльки к свету и сгорали в его пламени? Что за искусство подарил нам гений XX века? Расскажу в прямом эфире в 12:00 (время московское) 4 января 2021 года — регистрация здесь.