Призрачные портреты или можно ли рисовать тюлем?
Бенджамин Шайн — британский художник, получивший признание в индустрии моды благодаря своим творениям, сделанным из отрезков тюля или фатина.
Да-да, вы не ослышались! Сам Бенджамин называет технику, в которой он работает, как «рисование тканью». Но он использует не просто ткань, а тюль или фатин — лёгкий, сетчатый, похожий на полупрозрачную вуаль.
Будущий художник родился в семье, в которой портными было несколько поколений. Интерес к творчеству у него проснулся в детстве. В школе мальчик пропадал в изостудии или в дизайнерской мастерской, создавая свои миры. Уже в 13 лет Бенджамин выиграл художественную стипендию колледжа Челтнем, а дальше его ждали Surrey Institute of Art и Central Saint Martins, где он изучал дизайн моды и конструирование одежды. В 2003 году Бенджамин Шайн открыл двери своей творческой студии.
Сейчас художник создает инсталляции для проектов по всему миру, участвует в коллаборациях с мировыми брендами, включая Givenchy, Google, Harrods, MTV и Coca-Cola. Работы Шайна выставлялись в Лондонском музее дизайна, Британском ремесленном совете и Нью-Йоркском музее искусств и дизайна. И это не последние из его достижений. Художник продолжает активную творческую деятельность.
Интересна техника, в которой работает мастер. На мой взгляд, она добавляет работам загадочности. Как и всегда, что-то дает толчок новым открытиям и изобретениям. У Ньютона это было яблоко, а в случае с Шайном — кусок тюля, который он перебирал в руках, разглядывая портрет Рембрандта. Скомканный в кулаке мячик из ткани выпал и начал расправляться на полу в студии.
В этот момент и случилась магия. Бенджамин неожиданно заметил, что ткань мягкая и податливая. А если ее прижать сверху стеклом, то начнут проявляться в складках различные тона и оттенки от глубоко черного до светлого-серого.
Портрет Рембрандта появился за четыре недели. Ровно столько потребовалось художнику на то, чтобы сформировать рисунок, трамбуя тюль, проглаживая складки, с помощью линий и тона. В результате появилось настолько тонкое изображение, что трудно догадаться из чего оно было создано!
Итак, сколько времени нужно Бенджамину, чтобы аккуратно сложить кусок тюля и получить окончательное воплощение задуманного образа? «Я обычно работаю над несколькими работами одновременно, поэтому не рассчитываю их по часам, но мне нравится работать и жить с каждым портретом в течение нескольких месяцев.» — говорит художник.
На создание художественной инсталляции в Канберрском центре в Австралии у Бенджамина Шайна ушло более 2000 метров тюля. В произведении под названием «Танец» художник создал мужские и женские портреты, а также нескольких танцоров. Ткань свешивается с потолка так, что струйки цвета словно текут вниз. Между тем, свет льется сзади, подсвечивая произведение искусства с обратной стороны.
«Эта серия работ из тюля пытается передать энергию танца», — сказал Шайн. «Энергия мгновенно проявляется через сочетание цветов. Идея заключается в том, что благодаря творчеству мы формируемся, а затем продолжаем создавать вещи, и танец представляет эту трансформацию».
Играет ли цвет какую-то роль в работах Шайна? «Да, это тоже процесс создания арт-объекта. Иногда цвет может иметь определенное значение, но чаще всего я пробую несколько образцов разного цвета, прежде чем решить, какой из них возьму в работу», — отвечает Бенджамин.
Бенджамин Шайн также сотрудничал в 2013 году с Риккардо Тиши, креативным директором Givenchy над коллекцией Haute Couture, создав единственную в своем роде одежду. В ней сливались воедино мир искусства, спорта и высокой моды. Изображение Мадонны с младенцем было выполнено Шайном в его фирменной технике, из цельного куска тюля.
Но остановиться хочу на совместной работе Бенджамина Шайна с Джоном Гальяно, который с 2014 года работает для модного дома Maison Margiela.
Гальяно предложил Бенджмину присоединиться к созданию необычного декора плащей для коллекции Artisanal Spring 2017. Этот тренч Margiela Coat был создан 3 года назад, но разве произведения искусства могут устареть?
Бенджамин создал из тюля дымчатый воздушный образ женского лица, появляющийся темным абрисом на светлом фоне. Подкладка из черного тюля внутри белого плаща выходит из шва на спине, обтекает тело, возникая спереди. За счет особенностей материала и техники ручного шитья это лицо-призрак как будто плывет над самим плащом, двигаясь независимо.
Нитки, утюг, сложная плиссировка тюля — на создание модели ушло более 300 часов в течение нескольких месяцев, прежде чем она была показана на Неделе моды в Париже. А после тренч был приобретен Метрополитен-музеем в Нью-Йорке.
Прошло три года, но замысел невероятно актуален. Этот образ как уходящий год, как призрак, вырывающийся наружу. Или это душа? Какие у вас ассоциации?