Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I
История «Портрета Адели Блох-Бауэр I», который больше известен под названием «Золотая Адель», полна драматических событий, достойных детективного сериала.
Изначально эта картина должна была стать орудием мести со стороны обманутого мужа.
Фердинанд Блох-Бауэр, крупный австрийский предприниматель, узнал про измены своей жены Адели. Её любовником был популярный художник Густав Климт. Блох-Бауэр был в ярости, но к вопросу мести он подошёл так вдумчиво, как и к своим бизнес-проектам.
Он решил заказать у соперника портрет жены, и одним из условий контракта с художником было создание не менее 100 эскизов к портрету. На первый взгляд кажется, что это неразумно – ведь Адели и Климту придётся так много времени проводить друг с другом. Но именно на это и рассчитывал Блох-Бауэр. Ветреный и непостоянный Климт нуждался в частой смене натурщиц, и со временем Адель должна была ему наскучить.
Расчёт обманутого супруга оказался верным. Климт создавал произведение 4 года – с 1903 по 1907, и в процессе написания картины его чувства к Адели угасли. Тем не менее, «Портрет Адели Блох-Бауэр I» стал одним из величайших творений художника.
В 1925 году скончалась Адель, а в 1945 году умер Фердинанд Блох-Бауэр, бежавший в Цюрих от нацистского преследования как еврей по происхождению. «Золотая Адель» и другие четыре полотна Климта, приобретённые Блох-Бауэром, были экспроприированы нацистами. Позже картины выкупила Австрийская галерея.
Казалось бы, здесь «Золотая Адель» и останется. Но однажды пожилой австрийский журналист по имени Хубертус Чернин нашёл последнее завещание Фердинанда Блох-Бауэра. Согласно этому документу, всё имущество бездетного предпринимателя должно перейти к детям его брата, Густава Блох-Бауэра. На момент обнародования завещания в живых из них оставалась только проживающая в США Мария Альтман, младшая дочь Густава.
Несмотря на преклонный возраст (Марии Альтман было уже почти 80 лет), американская подданная обратилась в суд. В 2005 году ей удалось выиграть дело «Марии Альтман против Австрийской республики», и пять полотен Климта, среди которых «Золотая Адель», официально стали её собственностью.
Мария не настаивала на вывозе картин из Австрии, и предложила сумму компенсации, которая бы её устроила – 155 миллионов долларов. В Австрийской республике, считавшей произведения Климта национальным достоянием, развернулась масштабная кампания по сбору средств. Деньги жертвовали обычные австрийцы и иностранцы, но когда почти вся сумма была собрана, Мария Альтман подняла стоимость компенсации до 300 миллионов.
Судьба полотен была решена. В феврале 2006 года пять картин Климта навсегда отправились из Вены в Лос-Анжелес. В день, когда полотна вывозились, проститься с ними пришли тысячи австрийцев.
Получившая своё наследство Мария Альтман поспешила продать его. «Золотая Адель» была куплена филантропом Рональдом Лаудером (сыном знаменитой Эсти Лаудер и владельцем одноимённого концерна) за 135 миллионов долларов. Лаудер построил в Нью-Йорке для картины целый музей, назвав его «Новой галереей». Позже здесь были собраны другие произведения Климта, а также работы Кирхнера, Клее, Кандинского, Гроса, Шиле и других художников.
Именно здесь, на знаменитой Музейной миле, на углу 86-стрит и 5 авеню, можно увидеть одно из самых значительных полотен великого Густава Климта.
#история картины #история любви